Образовательная практика
«Каникулярная профориентационная школа
«ПрофПроба – 3Д»
Данная образовательная практика является результатом поиска ответов на актуальные вопросы по обновлению содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по приоритетным направлениям дополнительного образования детей в рамках решения актуальных задач развития сферы дополнительного образования детей, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей», Национальном проекте «Образование», утвержденном на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), Федеральном проекте «Успех каждого ребенка», утвержденном президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16), а также Концепции развития дополнительного образования до 2030 года, Стратеги развития воспитания РФ на период до 2025 года.
Идея создания школы опиралась на традиции советской школы, когда учебно-производственные комбинаты, выполняя специальную миссию - профессиональное ориентирование всех школьников на обязательный выбор рабочих специальностей, выступали связующим звеном между общеобразовательными школами, производством и начальным профессиональным образованием. Основными задачами УПК были «ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии». Обучающиеся старших классов общеобразовательных школ были обязаны проходить профессиональное обучение. Один учебный день в неделю школьники 9-10-х классов осваивали в УПК навыки токаря, слесаря, секретаря-машинистки, швеи, воспитателя, повара и другие. В конце третьей четверти выпускного класса по ним сдавали экзамен, эта оценка шла в аттестат. Многолетняя целенаправленная работа завершилась к 2000 году.
Как 40 лет назад, так и в настоящее время, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. И вновь перед российским образованием ставится задача проведения целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Ориентируясь на запрос на формирование нового содержания дополнительного образования детей с учетом востребованных на рынке труда современных компетенций, выстраивания новой системы профессионального и личностного самоопределения обучающихся, создание плавного перехода от профильного общего и дополнительного образования к профессиональному выбору и карьерному росту, обозначенного в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в ДДТ «Созвездие» работа в данном направлении была начата еще в 2019 году.
Тогда впервые была разработана и апробирована краткосрочная профориентационная программа «Школа вожатых «Вожатый от А до Я», реализуемая в период весенних каникул на базе ДДТ «Созвездие». Программа зарекомендовала себя положительным образом. Ребята, занимаясь по 3 час в день с 9.00 до 12.00, получили теоретический и практический материал о профессии вожатого, а в период летних каникул у них была возможность закрепить полученные знания на базе лагерей дневного пребывания, организованных в ДДТ и школах города.
В 2023 году было принято решение о расширении перечня профессий и организации каникулярной профориентационной школы «ПРОФ-проба_3Д», в которой было предложено ребятам уже 3 краткосрочных дополнительных общеразвивающих программы: «Школа вожатых», «Дизайнер», и «Профессия Юрист», так как в условиях учреждения дополнительного образования имеется возможность сделать эту работу более практико-ориентированной.
Все программы каникулярной школы «ПрофПроба-3Д» были построены в формате воркшопа, в котором упор делается на практическую работу, где теоретическая часть занимает минимум времени и сразу же закрепляется на практике, а педагог, демонстрирует нюансы выбранной профессии и помогает разобраться как ее в азах, так и в более углубленных особенностях. В результате за 4 года более 100 подростков получили достаточные знания о предложенных профессиях для того, чтобы определиться со своим выбором.
С целью прохождения этапов личностного самоопределения подростков разработано достаточно большое количество профориентационных методических материалов: анкеты, тесты, тренинги, деловые игры, которыми успешно пользуются общеобразовательные учреждения. Мы, как учреждение дополнительного образования, дабы не дублировать работу школ, решили продолжить проделанную ими работу и практически «погрузить» ребят в определенную, выбранную ими профессию с ее теоретической и практической сторонами, как «пробу пера».
В рамках реализации данной практики происходит обучение практическим навыкам в выбранном направлении (компетенции), организация теоретических занятий в виде лекций и практических мероприятий в том числе и с приглашенными специалистами.
Подход, предлагаемый в рамках каникулярной профориентационной школы, нацелен на самоопределение личности, призван решить выявленные проблемы за счет смещения акцента с «обязательности» обучающимся выбора конкретной профессии на выработку «мягких» навыков и выстраивание им самим своего маршрута профессиональной навигации через систему дополнительного образования.
Цель образовательной практики:
Ранняя профориентация и самоопределение конкретной категории обучающихся через реализацию каникулярной профориентационной школы.
Основные задачи образовательной практики:
Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Разработка комплекса профориентационных мероприятий на 3 дня, которые легко реализовать на базе ДДТ «Созвездие» в рамках школьных каникул. Дать возможность обучающимся попробовать себя в разных направлениях профессиональной деятельности.
Для реализации основных задач необходимы:
- материально-техническое обеспечение дополнительных общеразвивающих программ;
- методическое сопровождение, разработка новых практик, технологий, методов работы по обновлению содержания и технологий дополнительных общеразвивающих программ;
- кадровое обеспечение.
3. Инновационный характер практики/элементов практики (форма, новизна, нестандартность)
Инновационный характер образовательной практики состоит в реализации современных подходов к дифференциации направленностей дополнительного образования, имеющих «эксклюзивное преимущество» в обучении по дополнительным общеразвивающим программам, развитию вариативности качества и доступности дополнительных общеобразовательных программ
4. Содержание практики
Целевая аудитория практики
Обучающиеся 13-17 лет 8 – 11 классов.
Профориентационные программы, реализуемые через каникулярную профориентационную школу, разработаны с учётом требований Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629, и санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28.
Образовательная практика стала результатом пятилетней профориентационной работы.
Этапы и направления работы:
1. Подготовительный этап (декабрь, январь)
- Анализ и изучение исследований об изменениях текущего рынка труда в России и мире, какие профессии могут стать востребованными в ближайшие годы и какие компетенции стоит развивать уже сейчас, где имеется растущий дефицит в кадрах, а где рабочих мест будет меньше;
- Расчет возможностей учреждения (кадры, оборудование) для реализации соответствующих программ;
- Разработка дополнительных общеразвивающих программ на выбранные специальности, профессии.
2. Этап реализации (март, весенние каникулы)
- Набор в школу;
- Зачисление на программы в Навигаторе;
- Обучение по программам.
Профориентационные программы, которые реализуются через каникулярную профориентационную школу, позволяют дать представление подросткам о нескольких профессиях в каждом направлении. К проведению занятий в рамках социального партнерства активно привлекаются специалисты города. Так, занятия школы вожатых проводили: специалист по организации культурно-досуговых мероприятий городского Дворца культуры, занятия по оформлению проводил педагог дополнительного образования по изодеятельности, актерское мастерство преподавал руководитель театральной студии ДДТ и т.д.
Профориентационная программа художественной направленности «Дизайнер» раскрывает следующие приоритетные направления профессиональной деятельности: дизайнер (дизайнер по всем отраслям), декоратор (художник по разным жанрам декоративно-прикладного творчества), художник-оформитель.
Профориентационная программа социально-гуманитарной направленности «Школа вожатых дает представление по следующим направлениям профессиональной деятельности: вожатый лагеря, педагог – организатор, воспитатель, тьютор, педагог дополнительного образования, организатор культурно-досуговых мероприятий.
Профориентационная программа социально-гуманитарной направленности «Юрист» знакомит со следующими направлениями профессиональной деятельности: юридический консультант, юрист компании, адвокат, нотариус, судья, следователь, пристав.
Вывод об эффективности практики:
Образовательный эффект школы «ПРОФ-проба_3Д» был достигнут благодаря погружению в мир опережающего развития, где обучающийся получил мотивацию на освоение профессий и возможность проявить себя. Это настоящий тренажер компетенций, где старшеклассник осваивал навыки, которые помогут ему быть успешным в жизненных ситуациях.
Впечатлений много у всех! И у педагогов, которые за 3 дня по 3 часа в день должны были выдать массу теоретического и практического материала в различных формах, и у ребят, которые возможно не ожидали такой нагрузки, поэтому до «финиша» дошли не все! Но важно, что эта Профпроба помогла некоторым ребятам, возможно, «снять розовые очки» и трезво оценить свои способности и возможности. Ребята говорили о том, что их мнение о профессии изменилось и кто-то уже сейчас решил, что «это не мое», а кто-то наоборот твердо определился с выбором. И это здорово! Они выбирают свой путь! Ищут, пробуют, ошибаются, а главное САМИ!
Надеемся, что школа «ПРОФ-проба_3Д» будет расширять свои возможности, предлагая и другие специальности, благодаря поддержке организаций города через сетевые формы реализации программ.
Можно с уверенностью сказать, что мы идем в ногу со временем, потому что еще 4 года назад, начатая в ДДТ «Созвездие» работа, сегодня подтверждается всероссийским проектом «Каникулярные профориентационные школы», которые начинают свою работу во многих регионах России, направленным на раннюю профессиональную ориентацию и самоопределение конкретной̆ категории обучающихся, поддержку лучших практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям. Образовательная практика реализуется в рамках Плана мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Считаем, что наша образовательная практика полезна, так как:
- старшеклассникам позволяет окунуться в мир выбранной профессии и сверить свои желания и представления с реальностью;
- школам дает возможность эффективно организовать профориентационную работу на базе организации дополнительного образования;
- Дом детского творчества получает возможность в каникулярное время стать центром продуктивного досуга и центром профориентации старшеклассников.