Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход
Понедельник, 15.7.2024, 07:49








Образовательная практика

 

«Каникулярная профориентационная школа «ПрофПроба – 3Д»

 

2. Направленность практики на решение актуальных задач системы дополнительного образования детей.


      Данная образовательная практика является результатом поиска ответов на актуальные вопросы по обновлению содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по приоритетным направлениям дополнительного образования детей в рамках решения актуальных задач развития сферы дополнительного образования детей, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей», Национальном проекте «Образование», утвержденном на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), Федеральном проекте «Успех каждого ребенка», утвержденном президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16), а также Концепции развития дополнительного образования до 2030 года, Стратеги развития воспитания РФ на период до 2025 года.

Идея создания школы опиралась на традиции советской школы, когда учебно-производственные комбинаты, выполняя специальную миссию - профессиональное ориентирование всех школьников на обязательный выбор рабочих специальностей, выступали связующим звеном между общеобразовательными школами, производством и начальным профессиональным образованием. Основными задачами УПК были «ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии». Обучающиеся старших классов общеобразовательных школ были обязаны проходить профессиональное обучение. Один учебный день в неделю школьники 9-10-х классов осваивали в УПК навыки токаря, слесаря, секретаря-машинистки, швеи, воспитателя, повара и другие. В конце третьей четверти выпускного класса по ним сдавали экзамен, эта оценка шла в аттестат. Многолетняя целенаправленная работа завершилась к 2000 году.

Как 40 лет назад, так и в настоящее время, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. И вновь перед российским образованием ставится задача проведения целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Ориентируясь на запрос на формирование нового содержания дополнительного образования детей с учетом востребованных на рынке труда современных компетенций, выстраивания новой системы профессионального и личностного самоопределения обучающихся, создание плавного перехода от профильного общего и дополнительного образования к профессиональному выбору и карьерному росту, обозначенного в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в ДДТ «Созвездие» работа в данном направлении была начата еще в 2019 году.

Тогда впервые была разработана и апробирована краткосрочная профориентационная программа «Школа вожатых «Вожатый от А до Я», реализуемая в период весенних каникул на базе ДДТ «Созвездие». Программа зарекомендовала себя положительным образом. Ребята, занимаясь по 3 час в день с 9.00 до 12.00, получили теоретический и практический материал о профессии вожатого, а в период летних каникул у них была возможность закрепить полученные знания на базе лагерей дневного пребывания, организованных в ДДТ и школах города.

В 2023 году было принято решение о расширении перечня профессий и организации каникулярной профориентационной школы «ПРОФ-проба_3Д», в которой было предложено ребятам уже 3 краткосрочных дополнительных общеразвивающих программы: «Школа вожатых», «Дизайнер», и «Профессия Юрист», так как в условиях учреждения дополнительного образования имеется возможность сделать эту работу более практико-ориентированной.

Все программы каникулярной школы «ПрофПроба-3Д» были построены в формате воркшопа, в котором упор делается на практическую работу, где теоретическая часть занимает минимум времени и сразу же закрепляется на практике, а педагог, демонстрирует нюансы выбранной профессии и помогает разобраться как ее в азах, так и в более углубленных особенностях. В результате за 4 года более 100 подростков получили достаточные знания о предложенных профессиях для того, чтобы определиться со своим выбором.

С целью прохождения этапов личностного самоопределения подростков разработано достаточно большое количество профориентационных методических материалов: анкеты, тесты, тренинги, деловые игры, которыми успешно пользуются общеобразовательные учреждения. Мы, как учреждение дополнительного образования, дабы не дублировать работу школ, решили продолжить проделанную ими работу и практически «погрузить» ребят в определенную, выбранную ими профессию с ее теоретической и практической сторонами, как «пробу пера».

В рамках реализации данной практики происходит обучение практическим навыкам в выбранном направлении (компетенции), организация теоретических занятий в виде лекций и практических мероприятий в том числе и с приглашенными специалистами.

Подход, предлагаемый в рамках каникулярной профориентационной школы, нацелен на самоопределение личности, призван решить выявленные проблемы за счет смещения акцента с «обязательности» обучающимся выбора конкретной профессии на выработку «мягких» навыков и выстраивание им самим своего маршрута профессиональной навигации через систему дополнительного образования.

 Цель образовательной практики:

Ранняя профориентация и самоопределение конкретной категории обучающихся через реализацию каникулярной профориентационной школы.

Основные задачи образовательной практики:

Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Разработка комплекса профориентационных мероприятий на 3 дня, которые легко реализовать на базе ДДТ «Созвездие» в рамках школьных каникул. Дать возможность обучающимся попробовать себя в разных направлениях профессиональной деятельности.

Для реализации основных задач необходимы:

- материально-техническое обеспечение дополнительных общеразвивающих программ;

- методическое сопровождение, разработка новых практик, технологий, методов работы по обновлению содержания и технологий дополнительных общеразвивающих программ;

-  кадровое обеспечение.

3. Инновационный характер практики/элементов практики (форма, новизна, нестандартность)

Инновационный характер образовательной практики состоит в реализации современных подходов к дифференциации направленностей дополнительного образования, имеющих «эксклюзивное преимущество» в обучении по дополнительным общеразвивающим программам, развитию вариативности качества и доступности дополнительных общеобразовательных программ

4. Содержание практики

 Целевая аудитория практики

Обучающиеся 13-17 лет 8 – 11 классов.

 Каникулярная профориентационная школа - пространство вовлеченного обучения, разработана педагогическим коллективом ДДТ с целью создания условий для самоопределения учащихся на площадках деятельностных образовательно-развивающих модулей. Для организации работы модулей используются ресурсы и уникальные возможности дополнительного образования. Включение достоинств дополнительного образования в контекст общего расширяет компетентностную составляющую общего образования.

Профориентационные программы, реализуемые через каникулярную профориентационную школу, разработаны с учётом требований Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629, и санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28.

Образовательная практика стала результатом пятилетней профориентационной работы.

Этапы и направления работы:

1.    Подготовительный этап (декабрь, январь)

- Анализ и изучение исследований об изменениях текущего рынка труда в России и мире, какие профессии могут стать востребованными в ближайшие годы и какие компетенции стоит развивать уже сейчас, где имеется растущий дефицит в кадрах, а где рабочих мест будет меньше;

- Расчет возможностей учреждения (кадры, оборудование) для реализации соответствующих программ;

 - Разработка дополнительных общеразвивающих программ на выбранные специальности, профессии.

2. Этап реализации (март, весенние каникулы)

- Набор в школу;

- Зачисление на программы в Навигаторе;

- Обучение по программам.

 В первый день на общем сборе обучающиеся распределяются по командам-профессиям. Ежедневно с 9.00 до 12.00 по 40 минут с перерывом 10 минут проводятся занятия по программам. Последнее итоговое занятие проводится для всех команд, где каждая команда представляет творческое задание – стартап презентацию выбранной профессии.

Профориентационные программы, которые реализуются через каникулярную профориентационную школу, позволяют дать представление подросткам о нескольких профессиях в каждом направлении. К проведению занятий в рамках социального партнерства активно привлекаются специалисты города. Так, занятия школы вожатых проводили: специалист по организации культурно-досуговых мероприятий городского Дворца культуры, занятия по оформлению проводил педагог дополнительного образования по изодеятельности, актерское мастерство преподавал руководитель театральной студии ДДТ и т.д. 

Профориентационная программа художественной направленности «Дизайнер» раскрывает следующие приоритетные направления профессиональной деятельности: дизайнер (дизайнер по всем отраслям), декоратор (художник по разным жанрам декоративно-прикладного творчества), художник-оформитель.

Профориентационная программа социально-гуманитарной направленности «Школа вожатых дает представление по следующим направлениям профессиональной деятельности: вожатый лагеря, педагог – организатор, воспитатель, тьютор, педагог дополнительного образования, организатор культурно-досуговых мероприятий.

Профориентационная программа социально-гуманитарной направленности «Юрист» знакомит со следующими направлениями профессиональной деятельности: юридический консультант, юрист компании, адвокат, нотариус, судья, следователь, пристав.

Вывод об эффективности практики:

Образовательный эффект школы «ПРОФ-проба_3Д» был достигнут благодаря погружению в мир опережающего развития, где обучающийся получил мотивацию на освоение профессий и возможность проявить себя. Это настоящий тренажер компетенций, где старшеклассник осваивал навыки, которые помогут ему быть успешным в жизненных ситуациях.

Впечатлений много у всех! И у педагогов, которые за 3 дня по 3 часа в день должны были выдать массу теоретического и практического материала в различных формах, и у ребят, которые возможно не ожидали такой нагрузки, поэтому до «финиша» дошли не все! Но важно, что эта Профпроба помогла некоторым ребятам, возможно, «снять розовые очки» и трезво оценить свои способности и возможности. Ребята говорили о том, что их мнение о профессии изменилось и кто-то уже сейчас решил, что «это не мое», а кто-то наоборот твердо определился с выбором. И это здорово! Они выбирают свой путь! Ищут, пробуют, ошибаются, а главное САМИ!

Надеемся, что школа «ПРОФ-проба_3Д» будет расширять свои возможности, предлагая и другие специальности, благодаря поддержке организаций города через сетевые формы реализации программ.

 Можно с уверенностью сказать, что мы идем в ногу со временем, потому что еще 4 года назад, начатая в ДДТ «Созвездие» работа, сегодня подтверждается всероссийским проектом «Каникулярные профориентационные школы», которые начинают свою работу во многих регионах России, направленным на раннюю профессиональную ориентацию и самоопределение конкретной̆ категории обучающихся, поддержку лучших практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям. Образовательная практика реализуется в рамках Плана мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Считаем, что наша образовательная практика полезна, так как:

- старшеклассникам позволяет окунуться в мир выбранной профессии и сверить свои желания и представления с реальностью;

- школам дает возможность эффективно организовать профориентационную работу на базе организации дополнительного образования;

- Дом детского творчества получает возможность в каникулярное время стать центром продуктивного досуга и центром профориентации старшеклассников.


Краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы:


Программа "Вожатый от А до Я"
Программа "Дизайнер"
Программа "Профессия Юрист"

Органайзер образовательной практики

Информационная карта образовательной практики
Методическая рамка образовательной практики
Панель методик и технологий образовательной практики
Олимп достижений образовательной практики

















Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz
Яндекс.Метрика