Программа развития учреждения
Ведущим ориентиром в целеполагании деятельности Дома детского творчества «Созвездие» является новый социальный заказ, обозначенный в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года: «Целями развития дополнительного образования детей являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности».
В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности».
Исходя из вышеизложенного определена цель нового этапа жизнедеятельности Дома детского творчества «Созвездие»: совершенствование образовательного процесса в соответствии с современными требованиями к качеству дополнительного образования, развитие воспитательного пространства ДДТ «Созвездие», как пространства творческого развития личности через разработку и реализацию инновационных проектов и программ, обеспечивающих формирование ценностного отношения к Творчеству и способствующих формированию российской гражданской идентичности и социальной активности школьников.
Цель воспитания и обучения: личность творческая, социально активная, рассматриваемая как носитель культуры творческой деятельности, устремленная к самоутверждению, обладающая достоинством, определяемым как ключевое образование в личностной структуре Человека, как результат творческой деятельности.
Основообразующим ядром в определении содержания обучения и воспитания является ценностное отношение к Творчеству. Ценностное отношение рассматривается нами как «устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека» (Н.Е. Щуркова).
Творчество, наряду с трудом (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие и бережливость), как отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, является традиционным источником нравственности.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью. Виды творчества определяются характером деятельности человека. Готовить сегодня ребенка к жизни – это значит, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в общественно полезных делах всех своих дарований и способностей. Особенно важно сохранить творческий потенциал одаренных детей. Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает им интенсивное ощущение радости жизни. Необходимо оберегать в каждом ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, культурной, общественной жизни, творцом своей собственной личности.
Особенностью нового этапа жизнедеятельности ДДТ «Созвездие» становится ориентация на социализацию школьников, в ходе которой осваиваются, усваиваются и апробируются разнообразные социальные роли, которые впоследствии предстоит выполнять в обществе. При этом школьники научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активность самого школьника в освоении культуры человеческих отношений, в формировании конкретных социальных норм, функций. Предполагается, что в воспитательном пространстве творческого развития познавательная активность личности должна выходить «за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик».
Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки смогут получать «широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности» (Концепция развития дополнительного образования детей).
Ведущие идеи, отражающие новую целевую установку:
- организация взаимодействия различных субъектов воспитательного пространства как основа процесса интеграции, необходимого для его функционирования;
- создание условий для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции;
- творчество имеет место в любом виде деятельности: в учебе, спорте, игре, в мыслительном процессе, в ежедневном общении, – везде, где человек действует не по инструкции;
- сотрудничество и сотворчество, деловое взаимодействие и неформальное общение в педагогическом руководстве и детском самоуправлении;
- воспитание и обучение эффективны, если они целесообразны и нешаблонны, только творческий педагог способен воспитать творческую личность.
Системообразующий вид деятельности: Творчество во всех его проявлениях.
Инновации, рассматриваемые в качестве механизма реализации данной концепции:
В содержании образования:
- дополнительные общеразвивающие программы нового поколения, соответствующие требованиям Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года и реализующие идею творческого развития и социализации обучающихся;
- Программа культурно-досуговой деятельности «Креатив-парк», ориентированная на использование инновационных современных форм организации продуктивного досуга детей с обучающими эффектами;
- Проект «Формирование функциональной грамотности школьников в условиях дополнительного образования детей»;
В организации жизнедеятельности:
- Модернизация Проекта «7К», направленного на формирование и развитие корпоративной культуры образовательного учреждения, в части формирования позитивного отношения к ценности профессионально-трудовой деятельности как способа реализации саморазвития и субъектности, а также к ценности учреждения, создающего условия для реализации профессиональной деятельности;
- Проект Центра детских и молодежных инициатив: Профпробы;
- Проект «Растим патриотов: помним о прошлом, живём настоящим, думаем о будущем»;
- Проект «Городской театральный центр «АРТ-мастерская»;
- Проект «Виртуальный музей народного быта «Горница»;
В управлении:
- Проект «Детское наставничество как важный компонент управления пространством творческого развития личности обучающегося»;
- Профессиональный проект «Наставничество как фактор повышения качества образовательного процесса»;
- Программа «Диагностика профессиональных компетенций педагогических работников как фактор развития кадрового потенциала ОУ».
- Ожидаемые результаты:
- положительные тенденции развития образовательного учреждения;
- развитие воспитательного пространства, в соответствии с разработанной педагогической концепцией;
- положительная динамика личностного творческого развития обучающихся;
- обеспечение системы управления дополнительным образованием детей через развитие государственно-общественных форм управления;
- модернизация образовательной системы учреждения, адаптированной для социально-ориентированных форм работы с детьми, основанных на равноправном общении, сотрудничестве и сотворчестве педагога и обучающихся;
- совершенствование методического, информационного и кадрового ресурсного обеспечения деятельности образовательного учреждения;
- повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива в соответствии с Профессиональным стандартом педагога в системе дополнительного образования;
- совершенствование материально-технического обеспечения образовательного учреждения, соответствующего современным требованиям государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов.
Дети:
- воспринимают сферу дополнительного образования как значимое пространство для творческого саморазвития, самообразования и самореализации;
- мотивированы к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, социально-педагогическая деятельность);
- имеют возможности выбора современных программ дополнительного образования на основе собственных интересов и увлечений;
- содержательный компонент программ дополнительного образования обеспечивает возможность для детей пробно использовать различные виды и формы деятельности;
- мотивированы к участию в сложных интеллектуальных и культурных формах досуга;
- дети с ограниченными возможностями здоровья вовлечены в программы дополнительного образования, условия реализации которых соответствуют их потребностям и возможностям.
Семья:
- родители рассматривают участие своих детей в дополнительном образовании как необходимое условие их полноценного развития, профессиональной ориентации и социализации;
- имеют доступ к полной объективной информации о деятельности образовательного учреждения и программах дополнительного образования, включая рекомендации по выбору, исходя из территории проживания, возраста, интересов и особенностей ребенка;
- родители осуществляют совместно с детьми ответственное планирование индивидуальных траекторий дополнительного образования;
- во всех детских объединениях ДДТ «Созвездие» обеспечиваются возможности для совместных семейных (дети и родители) занятий и практик.
Общество:
- в общественном сознании сформирован ценностный статус сферы дополнительного образования детей, составляющими которого являются:
- «мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности»,
- среда «широкого социального опыта конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности»,
- «механизм развития человеческого потенциала».





