Детский клуб по месту жительства «Пилигрим»
Основная идея детского клуба –
это создание центра,
где организуется детская жизнь
на основании требований,
исходящих из детской природы.
С.Т. Шацкий
Жизнь детей
в современном обществе ставит перед взрослыми множество вопросов. Свобода
выбора общения со своими сверстниками – важный фактор развития юной личности.
Микрорайон, дом, улица – место, где поколение современных детей и подростков
еще задолго до прихода в школу приобщается к нравственным нормам и ценностям
общества; где ребенок реализует на различных возрастных этапах свои личностные
потребности в общении, познании окружающей действительности, развитии
творческих начал. В ближайшем микросоциальном окружении формируются их
моральные установки, навыки поведения и общения, опыт социальной деятельности.
Здесь подросток сверяет полученные знания с наблюдениями, практикой жизни,
учится быть взрослым, самостоятельным, проявлять заботу о младших, строить свои
взаимоотношения с товарищами. Здесь формируется, укрепляется, становясь
неотъемлемым качеством личности, причастность школьника к той общности, которая
по сути своей шире семейного круга – к общности дома, улицы, города, страны.
Человеческий
потенциал, который только отчасти представляет собой нечто, данное человеку от
рождения, в значительной мере развивается в различных видах человеческой деятельности. Особая роль в развитии
потенциала личности отводится школе, как единственному социальному институту,
через который проходят все граждане России. Именно школа может использовать для
этого и учебный процесс, и свободное время ребенка. По своему характеру детский
клуб по месту жительства представляет
ребенку, подростку гораздо больший по сравнению со школой спектр деятельности
удовлетворения индивидуально-личностных потребностей, общения, обогащения и
совершенствования личностного опыта. Основными формами работы с детьми в
клубе по месту жительства остаются: кружки по интересам, игровые программы,
спортивные соревнования, массовые мероприятия, встречи с интересными людьми,
настольные игры, работа с родителями и
т.п.
Детский клуб «Пилигрим», который существует на базе нашего образовательного учреждения ДДТ «Созвездие», предлагает своим воспитанникам содержательный досуг, как альтернативу виртуальным видам отдыха. Основной контингент детского клуба – дети в возрасте от 5 до 16 лет. Общая численность детей и подростков около 160 человек. Численность детей, ежедневно посещающих детский клуб 50-60 человек. Занятия в детском клубе по месту жительства « Пилигрим» проводятся в режиме 6-дневной рабочей недели, включая каникулы.
В клубе осуществляется работа детских объединений различной направленности:
- художественно-эстетическая направленность – «Изостудия «Радуга»;
- социально-педагогическая направленность
осуществляет объединение «Первый успех».
Основной задачей кружков
является сделать досуг детей более деятельным, творческим и интересным,
способным обогатить личность, подрастающего человека социально ценным опытом,
содействовать повышению уровня культуры детей.
Занятия в клубе помогают
привлечь детей из социально незащищенных слоев населения. Посещение ребятами
клуба помогает им научиться взаимодействовать с окружающими, найти новых
друзей, занять положительным досугом их свободное времяпрепровождение,
способствует их социализации.
Роль педагогов клуба
заключается в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка в
процессе разнообразной и полезной деятельности.
Образовательная деятельность в детском
клубе осуществляется через реализацию образовательных программ
дополнительного образования детей: «Первый успех», «Семь цветов
радуги».
Дополнительная общеразвивающая
программа «Первый успех» предлагает
насыщенное образовательное развитие и обучение дошкольников, соответствующее
познавательным интересам современного ребёнка, в условиях системы
дополнительного образования. Цель программы: формирование готовности детей к
предстоящему школьному обучению. Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7
лет. Программа является комплексной и предполагает организацию образовательного
процесса по нескольким предметам: «Развитие
речи, знакомство с грамотой», «Первые шаги в математику»,
«Художественная литература», «Английский язык»,
«Изодеятельность», «Конструирование».
Дополнительная общеразвивающая программа изостудии «Семь цветов радуги» направлена на изучение основных видов изобразительного и декоративно-прикладного творчества.Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Кроме занятий в кружках в клубе
проводятся различные игровые программы, творческие конкурсы, участие в которых
помогает детям найти возможность
раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. Как показывает опыт, 60% участников конкурсов – это дети,
которые мало проявляют себя в учебной деятельности. Стремление ребенка понять
окружающий мир, реализовать свои познавательные возможности способствуют
разнообразные интеллектуальные конкурсы и викторины, знакомства с различными
технологиями и ремеслами, исследовательская работа, например, викторины «Мир
вокруг нас» «Экологическая кругосветка»; игра «Одни дома»; конкурс
«Умницы и рукодельницы», «Мастерская Деда Мороза», «День рождения только
раз в году» и т.д.
Еще одно преимущество клубного
пространства – это развитие коммуникативных возможностей его воспитанников.
Здесь ребенок открыт для общения со своими сверстниками и взрослыми, а педагог,
который всегда находится рядом, регулирует эти взаимоотношения, создавая
атмосферу доброжелательности и толерантности. Именно здесь у детей происходит
обмен мнениями, передача опыта и накопление собственного жизненного багажа.
Важнейшим аспектом в
деятельности любого детского учреждения является работа с родителями, так как
только при взаимодействии ребенка, семьи и педагогического коллектива возможна
организация полноценного воспитательного процесса.
Педагоги информируют родителей о деятельности детских объединений, что значительно влияет на сохранность контингента детей; вовлекают родителей в учебно-воспитательный процесс, в совместную с детьми творческую социально-значимую деятельность, укрепляют союз «родитель - ребенок - педагог», а также организуют педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные консультации и беседы с родителями, информационный стенд для родителей).
Формы совместной
деятельности родителей и детей: тематические праздники «Старикам
везде у нас почет», «Спасибо тебе, родная!» и др.; выставки
рисунков и поделок декоративно-прикладного творчества и т.п. Такие формы работы
с родителями призваны развивать коллективизм, взаимоподдержку, сопереживание,
более глубокое сплочение детей и родителей. Родители так же помогают педагогам
в подготовке мероприятий, изготовлении костюмов, масок, помогают в ремонте
настольных игр, приносят журналы, книги, игрушки и канцтовары.
Наблюдая за подопечными, можно отметить, что в лучшую
сторону меняется качество их общения: дети становятся более терпимыми,
внимательными друг к другу, пытаются обсуждать и договариваться. Их жизненная
позиция становится более активной, так как им дана возможность поверить в свои
силы.
Среди воспитанников клуба есть призеры и
победители городских и областных выставок декоративно-прикладного творчества, конкурсов и научно-практических конференций, участники всероссийских
и международных конкурсов.
Безусловно, все это должно способствовать развитию духовно-нравственного потенциала наших воспитанников. И это значит, что посеянные в детских душах зерна духовности и нравственности обязательно дадут свои всходы, если мы своими словами и делами будем влиять на часть того мира, в котором живет современный школьник, работая в тесном контакте с семьей, культурными, общественными организациями.
Таким образом, привлекая детей и
подростков в такие образовательные учреждения как клубы по месту жительства,
можно, развивая жизненные силы человека с учетом его индивидуальности и
предоставляя большую свободу выбора, решать задачи формирования и развития
личности, способной быстро и адекватно воспринимать складывающуюся ситуацию и
адаптироваться в ней. Заполнение свободного времени детей образовательным
содержанием, обеспечение группового общения по интересам, отвлечение от
бездумного времяпрепровождения «на улице» и др. - таков социальный и
педагогический фон развития современного подростка в творческих объединениях
клуба по месту жительства.